Оценка эффективности деятельности госорганов

В настоящий момент проведение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Предметом такой оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферах экономического развития; здравоохранения и здоровья населения; общего образования; начального и среднего профессионального образования; жилищного строительства и обеспечения граждан жильем; жилищно-коммунального хозяйства; дорожного хозяйства; обеспечения безопасности граждан; организации государственного и муниципального управления.

Схожая оценка производится в отношении деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на основании Методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1313-р. Методикой определен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, к которым относят среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников различных сфер, объем медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, в расчете на одного жителя, стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи муниципальными учреждениями здравоохранения, стоимость содержания одной койки в сутки в муниципальных учреждениях здравоохранения, число работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10 000 человек населения, численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях, среднюю наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях и другие.

Приведенные выше методики позволяют оценить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, но не рациональность использования выделенных бюджетных средств конкретным бюджетным учреждениям. При этом используемые в методиках показатели являются укрупненными по сферам и не могут быть получены и проанализированы в рамках деятельности одного учреждения.

Таким образом, количественные и качественные критерии оценки эффективности использования бюджетных средств конкретными бюджетными учреждениями в настоящий момент отсутствуют. Оценить эффективность использования бюджетных средств можно лишь по одному критерию: отсутствию нарушений действующего законодательства.

В теории государственного управления проблемы эффективности не раз были предметом обсуждения различных авторов. А.А. Максуров отмечал, что в свете проводимой административной реформы повышение эффективности деятельности исполнительных органов ставится как одна из основных целей. В международно-правовых актах данному вопросу уделено большое внимание, так в соответствии со ст. 1 и п. 3 ст.4 Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г. закреплено, что установление эффективности и экономичности управления денежными и материальными средствами – основная цель контрольной работы высшего контрольного органа. На основе Лимской декларации разработаны и утверждены Ревизионные стандарты Международной организации высших органов государственного финансового контроля (ИНТОСАИ) которыми определены основные принципы проведения аудита эффективности.

Понятие аудита эффективности исследовано и российскими авторами. Известный исследователь данного вопроса А.Н. Саунин в своей работе «Аудит эффективности использования государственных средств» отмечает, что объектами аудита эффективности являются органы государственной власти РФ (в частности, федеральные министерства, агенства и службы), бюджетные учреждения, государственные унитарные и казенные предприятия, то есть все субъекты экономической деятельности, которые распоряжаются государственными средствами или используют их в своей деятельности.

Особенностью аудита эффективности, по мнению А.Н. Саунина, является то, что его объектами могут быть организации, предприятия и учреждения, а также социальные группы граждан, на деятельность или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных средств. Например, для определения эффективности бюджетных расходов на обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями объектами аудита эффективности должны быть не только государственные органы и предприятия, которые используют эти средства, но и общественные организации инвалидов или непосредственно сами инвалиды, получившие протезно-ортопедические изделия, или нуждающиеся в них.
В некоторых субъектах РФ на основе принципов Лимской декларации руководящих принципов контроля разработаны и утверждены соответствующие методические документы. В г. Москва приказами Контрольно-счетной палаты Москвы от 18 декабря 2007 г. N 57/1-05, приказ Департамента финансов города Москвы от 18 декабря 2007 г. N 13/135, приказ Главного управления государственного финансового контроля города Москвы от 18 декабря 2007 г. N 69 разработаны и утверждены Классификаторы нарушений, недостатков и их последствий при формировании и использовании государственных (муниципальных) средств, ценообразовании и применении регулируемых цен (тарифов) на продукцию в городе Москве. В указанный документ включены нарушения и недостатки, допускаемые при получении и использовании государственных и муниципальных средств, а также при ценообразовании и применении регулируемых цен и тарифов на продукцию в городе Москве с указанием нарушенного нормативно-правового акта, ответственности за то или иное нарушение или недостаток, их последствия, а также оценка последствий.

Нарушения, связанные с нормами статьи 34 Бюджетного кодекса РФ отнесены к группе недостатков при расходовании бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств с затратами сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата
  • расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата
  • непредъявление требований к получателю государственной (муниципальной) гарантии возмещения сумм, уплаченных по гарантии
  • необоснованное (неэффективное) авансирование работ и услуг, опережающие платежи за счет бюджетных средств
  • неэффективное предоставление бюджетного кредита без достижения результатов.

 

Обращая внимание читателя на правовой вакуум в действующем законодательстве РФ, отметим, что в практической деятельности контролирующих органов установление фактов неэффективного использования средств, встречается весьма часто.

Объекты бюджетного контроля

На основе сформировавшейся правовой практики административных и судебных органов попробуем выделить непосредственные объекты бюджетного контроля исследуемые контролирующими органами входе контрольных мероприятий, направленных на обеспечение результативности и целевого характера использования предусмотренных федеральному государственному учреждению бюджетных ассигнований в рамках заключенного государственного контракта.

Придерживаясь вышеуказанной классификации и исследуя в рамках настоящей работы объект бюджетного контроля при размещении заказа для государственных нужд, необходимо выделить следующие объекты:

  • действия участников бюджетных отношений по исполнению ими обязанностей соблюдения действующего законодательства РФ при размещении заказа и повлекшие расходование бюджетных средств с затратами сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата или расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата
  • действия участников бюджетных отношений по исполнению ими обязанностей соблюдения действующего законодательства РФ при размещении заказа и повлекшие необоснованное (неэффективное) авансирование работ и услуг, опережающие платежи за счет бюджетных средств.

 

Далее охарактеризуем каждый из выделенных нами объектов бюджетного контроля и выявим проблемы, возникающие на практике.

 

 

Эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования – как объект финансового и бюджетного контроля

Расходование бюджетных средств сверх необходимого либо без результата

Необоснованное авансирование работ из бюджета

Все статьи


Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 305
(вход с 9-ой Советской)
Ст.м.'Площадь Восстания' Обратная связь

Главная | Клиенты | Карта сайта

Яндекс.Метрика