Административное обжалование актов ФНС РФ

Как и возражения, обжалование решения налогового органа является способом досудебного урегулирования спора и осуществляется по воле налогоплательщика. Однако данная стадия внесудебной защиты прав налогоплательщика заключается в обжаловании решения, то есть правоприменительного, властного акта государственного органа, в отличие от акта проверки, который к таковым не относится.
При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщику необходимо учитывать следующее:
- Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Налоговые органы представляют собой единую систему, состоящую из ФНС России и ее территориальных подразделений. К территориальным налоговым органам относятся, в частности, налоговые инспекции по городам, районам в городах, округам, а также управления по областям, краям, республикам в составе РФ. Соответствующие управления являются вышестоящими по отношению к инспекциям, а ФНС России является вышестоящей по отношению и инспекциям и к управлениям.
- При обжаловании решения территориальной налоговой инспекции налогоплательщик может обратиться с жалобой в вышестоящий орган - в управление, в ФНС или одновременно в данные органы. Однако при этом необходимо учитывать, что в случае, если жалоба будет направлена непосредственно в ФНС, минуя управление, она может быть направлена для рассмотрения в соответствующее управление.
При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик также вправе обжаловать данное решение в суд (одновременно или в последующем), то есть административное обжалование не лишает налогоплательщика права на судебное обжалование.
Обжалование налогоплательщиком решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает его исполнение!
Другим словами, обжалование решения не лишает территориальный орган права на бесспорное взыскание начисленных в соответствии с решением сумм налогов и пени, а также обращение в суд с иском о взыскании налоговых санкций.
Вместе с тем исполнение обжалуемого решения может быть полностью либо частично приостановлено решением руководителя налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Основанием для приостановления является наличие у лица, рассматривающего жалобу, достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение не соответствуют законодательству (на практике практически не случается).
При этом для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнения решения налогоплательщику необходимо обратиться с указанной просьбой, изложив ее непосредственно в жалобе либо сопроводительном письме к ней, с обоснованием причин для приостановления.
Налогоплательщик вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки. Иначе говоря, в соответствии с данными нормами течение данного срока начинается со дня, следующего за днем вручения решения о привлечении к ответственности либо передачи его иным способом, либо на седьмой день после отправки решения по почте.
Согласно ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока, при этом под месяцем понимается календарный месяц. К примеру, решение вручено налогоплательщику 3 сентября 2006 г.; срок на досудебное обжалование истекает 3 декабря. При этом необходимо учитывать, что при исчислении трехмесячного срока выходные и праздничные дни не прерывают его течение.
При пропуске срока на обжалование решения жалоба налогоплательщика налоговым органом не рассматривается. Вместе с тем в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Восстановление пропущенного срока как и в предыдущем случае, должно осуществляться по просьбе налогоплательщика, выраженной в жалобе или отдельном документе.
При подаче жалобы налогоплательщику необходимо учитывать, что Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке установлены случаи, когда жалоба не подлежит рассмотрению.
К таким случаям относятся:
- пропуск срока подачи жалобы;
- отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
- подписание жалобы неуполномоченным лицом (подача жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика);
- при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
- наличие информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
При этом заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
Отказ налогового органа в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах трехмесячного срока.
Жалоба подается налогоплательщиком в письменной форме.
Вместе с тем, установив требования к форме жалобы, НК РФ, как и в предыдущем случае, не устанавливает требования к ее содержанию, структуре.
Структура изложения материалов в жалобе должна быть аналогичной структуре возражений по акту проверки, за исключением некоторых особенностей, обусловленных различиями данных способов досудебного урегулирования спора. В отличие от возражений налогоплательщик в жалобе на решение должен указать не только на несогласие с фактами и выводами, изложенными в решение, но и изложить свое требование о полной или частичной его отмене.
В описательной части жалобы необходимо указать на факты и выводы, изложенные в решении, с которым не согласен налогоплательщик, а также нормативные положения, обосновывающие его позицию. При подготовке жалобы налогоплательщику желательно подтвердить свою позицию нормативными документами ФНС России, Минфина России, а также судебно-арбитражной практикой. Как показывает практика, наличие ссылок на данные документы в жалобе налогоплательщика значительно увеличивает вероятность принятия вышестоящим налоговым органов положительного решения. Кроме того, в отличие от возражений по акту проверки в жалобе налогоплательщик может приводить в свою защиту доводы, указывающие на нарушения процессуальных правовых норм, допущенные при проведении налоговой проверки, рассчитывая при этом на отмену решения именно по этим основаниям. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом осуществляется, как правило, без участия налогоплательщика, подавшего жалобу, и в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе вынести четыре вида решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
- изменить решение или вынести новое решение.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Законодательством предусмотрена еще одна возможность обжалования ненормативных актов налоговой инспекции со стороны налогоплательщика, однако вышеописанный вид административного обжалования не является альтернативным. Как показывает уже сформированная практика разрешения споров на административном уровне с вышестоящим государственным органом при наличии правоприменительных письменно изложенных аргументах у налогоплательщика есть реальный шанс изменить не соответствующее закону решение территориальных органов налогового контроля.
Поэтому использование своего права на данный вид обжалования представляется весьма необходимым даже с точки зрения финансовых затрат, которые ограничиваются почтовым отправлением.

 

Юрист ООО «Мегаполис-Консалтинг»
Беленичева Анна Борисовна

Все статьи


Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504
(вход с 9-ой Советской)
Ст.м.'Площадь Восстания' Обратная связь

Главная | Клиенты | Карта сайта

Яндекс.Метрика