Административная ответственность эмитентов


В настоящее время в Российской Федерации были принят ряд законодательных актов, направленных на защиту прав и законных интересов инвесторов (акционеров). Контроль за соблюдением данного законодательства осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам совместно со своими региональными отделениями и представительствами.
Нарушение эмитентом действующего законодательства, может повлечь наложение административного штрафа.
Раскрытие информации АО регламентируют следующие документы:

1. ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.96 г.
2. ст.92 Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95 г. (с изменениями от 27.07.2006 г. № 138-ФЗ)
3. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР от 16.03.2005 г. № 05-5/пз-н (с изменениями от 01.11.2005 г. № 05-57/пз-н; от 12.01.2006 г. № 06-6/пз-н) (далее – Положение)
4. Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное постановлением ФКЦБ от 31.05.2002 г. № 17/пс (с изменениями от 07.02.2003 г.) (далее – Положение 17/пс)
5. Распоряжение об утверждении временных требований к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденные ФКЦБ от 15.08.2003 г. № 03-1729/р (далее - Распоряжение)
Нормы федеральных законов «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах» обязывают акционерные общества раскрывать информацию в объеме и порядке, которые устанавливает федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг – ФСФР России. Целью данного законодательного требования является достижение информационной прозрачности на рынке ценных бумаг.
На сегодняшний день нормативно-правовой базой устанавливающей состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, является Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг № 05-5/пз-н.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ И ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

За нарушение законодательства о ценных бумагах и об акционерных обществах эмитент и его должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Обязанность АО

Ответственность за нарушение норм КоАП РФ

1. Регистрация выпусков акций:
- при учреждении АО;
- создание АО при реорганизации юридических лиц в форме слияния, разделения, выделения и преобразования;
- при увеличении уставного капитала;
- при размещении акций путем конвертации при изменении номинальной стоимости, изменении прав, при консолидации и дроблении;
- сопровождение государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрацией проспекта ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом.

Нарушение процедуры эмиссии ценных бумаг (ст. 15.17) – административный штраф:
- должностное лицо – от 40 до 50 МРОТ;
- юридическое лицо – от 400 до 500 МРОТ

2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны совершать сделки с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых прошел регистрацию.

Незаконные сделки с ценными бумагами (ст. 15.18) – административный штраф:
- должностное лицо – от 20 до 30 МРОТ;
- юридическое лицо – от 200 до 300 МРОТ

3. Раскрытие и предоставление информации:
3.1. ОАО и ЗАО, осуществившее публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг:
- годовой отчет общества;
- годовая бухгалтерская отчетность;
- устав и иные внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;
- сведения об аффилированных лицах;
- сведения о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
- сведения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности.

Нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 15.19) – административный штраф:
- должностное лицо – от 30 до 40 МРОТ;
- юридическое лицо – от 300 до 400 МРОТ

3.2. АО, выпуск ценных бумаг которых сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг:
- раскрытие информации на этапах принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, государственной регистрации выпуска ценных бумаг, размещения ценных бумаг, государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
- ежеквартальный отчет;
- сообщение о существенных фактах;
- сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг

3.3. Уведомление органов ФСФР России о смене наименования, места нахождения, изменении типа АО, уменьшении уставного капитала, признании эмитента несостоятельным, изменение организации, осуществляющей ведение реестра акционеров

3.4. Размещение в сети Интернет текста устава со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями, годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, списка аффилированных лиц, ежеквартального отчета эмитента

4. Предоставление по требованию акционера предусмотренной законодательством информации

Непредставление эмитентом акционеру информации либо представление недостоверной информации (п. 1 ст. 15.19) – административный штраф:
- должностное лицо – от 20 до 30 МРОТ;
- юридическое лицо – от 200 до 300 МРОТ

5. Информирование акционеров о проведении общего собрания акционеров в срок и порядке установленных законом

Воспрепятствование осуществлению акционером прав по управлению обществом (ст. 15.20) – административный штраф:
- должностное лицо – от 40 до 50 МРОТ;
- юридическое лицо – от 400 до 500 МРОТ

6. Лица, располагающие служебной информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьими лицами

Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21) – административный штраф:
- должностное лицо – от 20 до 30 МРОТ

7. Реестр акционеров:
7.1. Ведение реестра: сбор, фиксация, обработка, хранение и представление данных, составляющих систему ведения реестра

Нарушение правил ведения реестра акционеров (ст. 15.22) – административный штраф:
- должностное лицо – от 10 до 20 МРОТ;
- юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ

7.2. Передача регистратору ведения реестра акционеров в случаях, установленных законодательством

Уклонение от передачи регистратору ведения реестра акционеров (ст. 15.23) – административный штраф:
- должностное лицо – от 10 до 20 МРОТ;
- юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ

8. Выполнение законного распоряжения должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор – ФСФР России

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (п. 1 ст. 19.4):
-гражданин – предупреждение или административный штраф от 5 до 10 МРОТ;
- должностное лицо – административный штраф от 10 до 20 МРОТ

9. Неукоснительно исполнять адресованные эмитенту предписания органов государственного надзора – ФСФР России

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (п. 1 ст. 19.5) – административный штраф:
- гражданин – от 3 до 5 МРОТ;
- должностное лицо – от 10 до 20 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет;
- юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ

10. Своевременно предоставлять в государственный орган достоверные сведения, представление которых предусмотрено законом

Непредставление сведений (информации) (ст. 19.7) – административный штраф:
- гражданин – от 1 до 3 МРОТ;
- должностное лицо – от 3 до 5 МРОТ;
- юридическое лицо – от 30 до 50 МРОТ

Наряду с административной ответственностью законодательством предусмотрена и уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ содержит две соответствующие статьи: ст. 185 «Злоупотребление при эмиссии ценных бумаг» и ст. 185.1. «Злостное уклонение от представления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ». Привлечение к уголовной ответственности возможно при наличии состава одного из указанных преступлений с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству в размере свыше одного миллиона рублей.
В соответствии со ст. 23.47 КоАП РФ специальные виды правонарушений в области рынка ценных бумаг, предусмотренные ст. 15.17 – 15.24 КоАП РФ, вправе рассматривать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, и его территориальные органы. В настоящее время этими органами являются Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) и региональные отделения (РО ФСФР России).
В отношении правонарушений, предусмотренных статьями 19.4, 19.5, 19.7 КоАП РФ, административное производство путем составления протокола об административном правонарушении возбуждается также органами ФСФР России, но дело рассматривается судьей.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол, достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из государственных органов материалы, заявления и сообщения от физических и юридических лиц.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а для длящегося правонарушения – по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано эмитентом в арбитражном суде в десятидневный срок со дня его вручения или получения копии постановления. Если указанное постановление не обжаловалось, и истек срок для его обжалования, оно вступает в силу и подлежит исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными и юридическими лицами.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцать дней со дня вступления постановления в законную силу.
При неуплате штрафа в установленный срок постановление о наложении административного штрафа приводится в исполнение в принудительном порядке путем направления копии постановления в соответствующую организацию:
- в отношении должностного лица – в организацию, где привлеченное к ответственности лицо работает;
- в отношении юридического лица – в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов этого лица.

Таким образом, во избежание негативных последствий указанных выше для акционерных обществ необходимо четкое соблюдение всех норм действующего на сегодняшний день законодательства. При этом следует помнить о том, что законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг довольно часто претерпевает различного рода изменения, поэтому представляется особенно важным пользоваться услугами компетентных специалистов, которые своевременно получают и обрабатывают все необходимую для эмитента информацию.

Юрист ООО «Мегаполис-Консалтинг»
Беленичева Анна Борисовна

 

 

 

Все статьи


Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504
(вход с 9-ой Советской)
Ст.м.'Площадь Восстания' Обратная связь

Главная | Клиенты | Карта сайта

Яндекс.Метрика