Обжалование решений и действий должностных лиц таможни

Как известно, должностные лица государственных органов, в том числе и таможенных, не всегда принимают решения или совершают действия в строгом соответствии с законом – разумеется, такие решения и действия надо обжаловать. Сделать это можно как в судебном порядке, так и в административном, подав жалобу в вышестоящий таможенный орган или вышестоящему должностному лицу.

Здесь надо оговориться о том, что в каждой конкретной ситуации выбор формы обжалования осуществляется по-разному: обращение в суд более надежно с точки зрения результата, поскольку суд более объективен. С другой стороны, при обжаловании решения или действия таможенников в административном порядке не надо платить никакой пошлины, да и рассматривается жалоба быстрее – в течение месяца с момента ее получения, а вот судебный процесс может продлиться и полгода, и год. Стоит сказать, что закон никак не запрещает параллельное обращение и в суд, и в вышестоящий таможенный орган с жалобой на одно и то же решение или действие: можно сразу сделать и то, и другое. А самое интересное заключается в том, что ответ на жалобу – это с юридической точки зрения тоже решение таможенного органа, и его тоже можно обжаловать в судебном порядке.

Если же говорить о практике, то обжаловать решения или действия сотрудников таможенных органов в административном порядке лучше в тех случаях, когда гражданину или юридическому лицу таким решением или действием нанесен незначительный ущерб – скажем, лицо привлечено к административной ответственности за нарушение таможенных правил и на него наложен небольшой штраф. Такую «неприятную мелочь» можно попробовать обжаловать и в вышестоящий таможенный орган.

Когда же дело касается более серьезных вопросов – корректировки таможенной стоимости, взыскания излишне уплаченных таможенных платежей и сборов, то эффективнее будет обратиться в суд. Хотя, повторимся, каждый конкретный случай имеет свою специфику.

Порядок обжалования

Порядок административного обжалования действий (бездействия) и решений таможенных органов и их должностных лиц регулируется статьями 45-47 Таможенного кодекса РФ. Согласно положениям данных статей решение, действие или бездействие сотрудников таможенных органов может обжаловать абсолютно любое лицо, интересы которого эти деяния затронули: был ли оштрафован гражданин или организация, излишне взысканы таможенные платежи, конфисковано ли имущество или запрещен ввоз либо вывоз этого имущества, превысили ли сотрудники таможенного органа свои полномочия и т. д. – это все поводы для подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган.

Какого-то единого образца жалобы не существует: главное, разобраться с юридическим аспектом – на что жаловаться, то есть определиться – какие именно правовые нормы были нарушены, какие именно права или законные интересы лица не были соблюдены.

Второй существенный момент – надо определиться с тем, какой именно таможенный орган или его должностное лицо является вышестоящим, поскольку это существенно снизит временные затраты на прохождение документа по бюрократическим структурам. Жалобу на действия рядового инспектора можно подать и на имя руководителя Федеральной таможенной службы, но пока эта жалоба «спустится вниз», пока вы получите на нее ответ – пройдет не одна лишняя неделя.

Поэтому на действие (бездействие) или решение сотрудника таможенного поста нужно подавать на имя начальника поста, если решение подписано самим начальником – то в соответствующую таможню, к которой относится пост. Следующая ступень в таможенной иерархии – это региональное таможенное управление (в нашем федеральном округе – это Северо-Западное таможенное управление).

В то же время текст жалобы нужно излагать четко, строго и со ссылками на нормативно-правовые акты – это поможет и самому лицу впоследствии признать ответ на жалобу незаконным, и должностному лицу таможенного органа, которое будет рассматривать жалобу, лучше разобраться в проблеме и быстрее принять правильное решение.

Здесь надо понимать три уже не столько юридических, сколько психологических нюанса. Во-первых, вышестоящий таможенный орган (должностное лицо) отвечает за деятельность нижестоящего, поэтому нарушение законности последним явно негативно сказывается на статистике, а, следовательно, и на оценке работы этого самого вышестоящего таможенного органа. Во-вторых, в функции таможенного органа (его должностного лица) входит контроль за той же законностью – он вправе отменить или изменить практически любое решение подконтрольного чиновника или органа, но для этого ему нужны веские основания, иначе вы просто получите отписку. В-третьих, система таможенных органов – это та же корпорация, и немаловажный вес имеет фактор личного общения между сотрудниками органов разного уровня – опять же для принятия «резкого» решения по жалобе сотруднику вышестоящего таможенного органа нужно понимание его необходимости. А это понимание должно следовать из правильно составленного текста жалобы.

Для того же, чтобы текст жалобы был правильно составлен, нужно провести серьезную аналитическую работу – определиться с нормами права, которые были нарушены решением, действием или бездействием должностного лица таможенного органа, с его правомочиями – могло ли конкретное лицо вынести решение в данной ситуации и т. д.

Так, при обжаловании постановления о привлечении лица к административной ответственности за нарушение таможенных правил надо проанализировать административное дело от начала до конца, начиная с содержания протокола об административном правонарушении до всех административно-процессуальных тонкостей: как проводились процессуальные действия, со всеми ли документами привлекаемое к ответственности лицо ознакомлено и т. д.

Поэтому обращение к квалифицированному юристу, специализирующемуся именно на таможенном праве (оно имеет свои существенные особенности), просто необходимо – это поможет решить уже не только существующую проблему с таможенным органом более быстро и эффективно – не на эмоциях, а «с чувством, толком, расстановкой», но и будущие: к субъектам внешнеэкономической деятельности, которые защищают свои права, таможенные органы относятся (в хорошем смысле) более внимательно.

Все статьи


Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504
(вход с 9-ой Советской)
Ст.м.'Площадь Восстания' Обратная связь

Главная | Клиенты | Карта сайта

Яндекс.Метрика