Налогообложение имущества иностранных организаций

Вопрос налогообложения имущества организаций урегулирован главой 30 НК РФ. Согласно ст. 373 НК налогоплательщиками, помимо российских организаций, также являются:

  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
  • Иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Применяя нормы Налогового права РФ по отношению к иностранным организациям, необходимо также учитывать и нормы международного права. Так в соответствии со ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».
Таким образом, чтобы сделать окончательный вывод о признании иностранных организаций налогоплательщиком налога на имущество необходимо учитывать положения Международных Соглашений. Так, в ст.2 Соглашения от 5 декабря 1998 года между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) указывается, что налоги на имущество предприятий и физических лиц относятся к налогам, на которые распространяется действие данного Соглашения. В отношении налога на недвижимое имущество - следует руководствоваться ст. 21 Соглашения, в которой рассматривается налогообложение капитала в форме недвижимого имущества. Ст.21 данного Соглашения устанавливает, что «Капитал, представленный недвижимым имуществом, принадлежащий резиденту одного Договаривающегося Государства и находящийся в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве. Что касается движимого имущества, то п. 2 ст. 21 Соглашения устанавливает, что «Капитал, представленный движимым имуществом, составляющим часть активов постоянного представительства, которое резидент одного Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, или движимым имуществом, относящимся к постоянной базе, находящейся в распоряжении резидента одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве для цели оказания независимых личных услуг, может облагаться налогом в этом другом Государстве».
Таким образом, Соглашение устанавливает возможность взимания налога в государстве, в котором находиться имущество организации. Аналогичная норма содержится и в других Соглашениях (см. например, Соглашение межу правительством Российской Федерации и правительством Королевства Нидерландов, и Соглашение между Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия).

Итак, рассмотрим два основных варианта, когда иностранная компания будет налогоплательщиком налога на имущество на территории РФ: 1) иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство и имеющая в собственности недвижимое имущество 2) иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство, но имеющая в собственности недвижимое имущество. Следует обратить внимание на то, что исходя из содержания ст.374 НК РФ, если иностранная организация не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство, не имеет в собственности недвижимое имущество, но при этом является собственником движимого имущества на территории РФ, то такая иностранная компания не будет признаваться налогоплательщиком налога на имущество организаций.

1. Иностранная компания имеет постоянное представительство на территории РФ.

Как уже отмечалось выше, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, согласно п.1 ст. 373 НК РФ признаются плательщиками налога на имущество организаций.
Согласно ст. 306 НК РФ деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если иное не предусматривается международными договорами Российской Федерации.

Объект налогообложения.

Согласно п.2 ст.374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению (п. 2 ст. 374 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", с 1 января 2009г. имущество, которое получено по концессионному соглашению и учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для бухучета, облагается налогом на имущество. Таким образом, имущество, полученное по концессионному соглашению, включено в состав налогооблагаемых объектов (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Иностранные организации (как осуществляющие, так и не осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства) обязаны уплачивать налог с имущества, которое получено ими по концессионному соглашению (п. п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ).
Налог на имущество согласно новой ст. 378.1 НК РФ уплачивает концессионер, причем объектом обложения признается имущество как переданное ему, так и созданное им в соответствии с концессионным соглашением.

Абзацем вторым п.2 ст.374 НК РФ также устанавливается, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что учет основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н).

Налоговая база.

Иностранные организации, деятельность которых приводит к образованию постоянного представительства, налоговую базу, суммы авансовых платежей и суммы налога исчисляют в таком же порядке, как и российские организации. Для иностранных организаций гл. 30 НК РФ установлен неодинаковый порядок исчисления налоговой базы по различным объектам.
В отношении движимого и недвижимого имущества иностранных организаций, используемого в деятельности данных организаций через постоянные представительства, налоговая база (база по авансовому платежу) исчисляется аналогично порядку, установленному для российских организаций, т.е. как среднегодовая (средняя) стоимость имущества (ст. 375 НК РФ). Согласно абзацу 2 ч.1 ст. 375 в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с гл. 30 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

Касательно порядка и сроков уплаты налога, то налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Итак, налог на имущество организаций - это региональный налог (п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 НК РФ). С этим связаны некоторые особенности его исчисления и уплаты.
В Налоговом кодексе РФ порядок исчисления и уплаты налога установлен лишь в общих чертах (ст. ст. 382 - 385.1). Многие же ключевые вопросы исчисления и уплаты налога на имущество вправе решать только законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это непосредственно следует из п. 2 ст. 372 НК РФ.
В частности, законом субъекта РФ устанавливаются:
- ставка (либо шкала ставок) налога в размере не более 2,2% (ст. 380 НК РФ);
- разные виды льгот по налогу;
- порядок уплаты налога и его особенности (к примеру, введена обязанность перечислять налог и авансовые платежи (их части) в местные бюджеты или отменены авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков и др.);
- сроки уплаты авансовых платежей и налога.
Таким образом, определить, когда и как нужно платить налог (авансовые платежи), можно только с учетом норм о налоге на имущество, которые установлены законами региона, где будет уплачиваться налог (например, Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций»).

Уплату налога иностранные организации, имеющие постоянные представительства в Российской Федерации, производят по месту постановки на учет в налоговых органах своих постоянных представительств (п. 5 ст. 383 НК РФ) в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Согласно ст. 379 налоговым периодом признается календарный год, а отчётными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Постоянные представительства иностранных организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган, по месту постановки на учет, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также следует отметить, что если у иностранной организации, признаваемой плательщиком налога на имущество, нет объектов налогообложения, то это не освобождает её от обязанности представлять отчётность по налогу. То есть, если постоянное представительство иностранной организации только арендует на территории РФ имущество (не имеет имущества на праве собственности), то она обязана предоставлять «нулевую отчётность».

1. Иностранная компания не имеет постоянное представительство на территории РФ.

Что касается иностранных организаций, не осуществляющих в Российской Федерации деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства, то такие организации будут признаваться плательщиками налога на имущество только в отношении объектов недвижимости (которыми они владеют на праве собственности) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объект налогообложения.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 НК РФ), а именно:
1) имущество является недвижимым. К недвижимости относятся объекты, которые прочно связаны с землей и не могут быть перемещены без нанесения им ущерба. Например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т.д. (п. 1 ст. 130 ГК РФ);
2) имущество находится на территории РФ. При этом территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).

3) имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.
Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, объектом налогообложения имущество не признается.
С 1 января 2009г. к объекту налогообложения отнесено также недвижимое имущество, которое получено иностранными организациями по концессионному соглашению и находится в России. Такие изменения внесены в п. 2 ст. 374 НК РФ (п. 6 ст. 5, п. 2 ст. 7 Закона N 108-ФЗ).
Однако, как справедливо отмечают специалисты, при внесении этих поправок законодатель не урегулировал следующий момент. Имущество по концессионному соглашению передается концессионеру (принимающей стороне) только на правах пользования и владения. Право собственности к нему не переходит (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"). А в п. 1 ст. 373 НК РФ осталась норма, согласно которой иностранные организации (не имеющие постоянного представительства в РФ) являются плательщиками налога, если недвижимость принадлежит им на праве собственности. Таким образом, получается, что объектом налогообложения это имущество является, но налогоплательщиком в отношении него иностранная организация не признается.
Тем не менее, полагаем, что целью изменений все же являлось обложение указанного имущества налогом. Поэтому в дальнейшем контролирующие органы, скорее всего, будут придерживаться именно такого подхода.1

Налоговая база.

Для объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговой базой согласно п. 2 ст. 375 НК РФ признается инвентаризационная стоимость объектов на основании данных органов технической инвентаризации. В обязанность органов технической инвентаризации входит своевременная подача сведений, а именно в течение 10 дней со дня оценки или переоценки, в налоговые органы по месту нахождения вышеуказанных объектов недвижимого имущества. Однако предоставлять необходимую информацию налогоплательщику они не обязаны. То есть иностранной организации придется самостоятельно обращаться к ним за сведениями, необходимыми для расчета налоговой базы.
Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранной организации, указанного в п. 2 ст.375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу на имущество согласно п.6 ст. 383 НК РФ, иностранная организация уплачивает по местонахождению недвижимости. В ситуации, когда недвижимость расположена одновременно на территориях нескольких субъектов РФ или в субъекте и в территориальном море РФ, (на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ), налог рассчитывается исходя из той части среднегодовой стоимости объекта недвижимости, которая соответствует доле его балансовой стоимости на территории соответствующего субъекта РФ (п. 2 ст. 376 НК РФ).

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

В заключении, хотелось бы обратить внимание на то, что, при приобретении недвижимости на иностранную организацию, прежде всего, следует такую недвижимость поставить на налоговый учет в Российской Федерации. Данное требование установлено Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (далее - Положение). Постановка на налоговый учет иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2.4 указанного Положения.
При этом иностранная организация подает следующие документы:
- заявление о постановке на учет по форме N 2004ИМ;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих регистрацию (внесение в реестр) имущества, а также право собственности на имущество или права владения, пользования и (или) распоряжения;
- легализованные выписки из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой аналогичный документ, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационный номер, дату и место регистрации. Можно представить копии указанных документов, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.
Заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в РФ права собственности, прав владения, пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию РФ, а при отсутствии установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав (п. 2.4.3 Положения).2

Юрист ООО « Мегаполис-Консалтинг»
Тропникова Екатерина

__________________

1Консультант Плюс. «Практическое пособие по налогу на имущество организаций». 15.01.2009

2Д.А. Шевчук «Офшоры: инструменты налогового планирования». ГроссМедиа, 2008

Все статьи


Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д.4-6, офис 504
(вход с 9-ой Советской)
Ст.м.'Площадь Восстания' Обратная связь

Главная | Клиенты | Карта сайта

Яндекс.Метрика